Текст выступления заместителя председателя Правительства Красноярского края Юрия Лапшина на публичных слушаниях по вопросу экологической ситуации в городе Красноярске, а также неотложных и стратегических мерах по ее улучшению.
Заместитель председателя Правительства Красноярского края Юрий Анатольевич Лапшин (стенограмма доклада):
7 апреля 2016 года
Уважаемые коллеги, участники публичных слушаний!
Готовясь к сегодняшнему выступлению, я внимательно просмотрел большое количество материалов, которые есть по этой теме – данные объективного мониторинга, различную отчетность, документы, которые принимались в различные годы. Могу с уверенностью сказать, что большинство материалов, которые есть сегодня на этот счет, в том числе и различные планы мероприятий, содержат много конкретных пунктов, большая часть из которых регулярно выполняется, а результаты работы фиксируются данными объективного контроля.
В городе Красноярске выбросы загрязняющих веществ в атмосферу осуществляет 221 предприятие федерального и регионального значения. Согласно государственному докладу РФ в 2014 году в атмосферу города поступило более 194 тыс. тонн загрязняющих веществ. Из них почти 130 тыс. тонн или 67 % – от стационарных источников предприятий города. За период с 2005 по 2014 год наблюдается динамика по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Зафиксировано снижение выбросов на 22 % или почти на 55 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников – на 50 тыс. тонн.
Основной объем выбросов – 56 % от всех стационарных и подвижных источников – выбросы пяти крупнейших промышленных предприятий Красноярска. Это в основном предприятия металлургии и теплоэнергетики. Но эти данные взяты из отчетов, которые предоставляют сами предприятия. Никто не пытается сказать, что с цифрами какая-то игра, но и с точностью подтвердить, что приведенные данные соответствуют действительности до третьего знака после запятой, тоже никто не берется. Я уже и не говорю, что по подвижным источникам информация об объемах валового выброса в атмосферу формируется на основе расчета в соответствии с методикой, а люди, которые работают с ней, знают, что даже самые совершенные методики имеют стартовую погрешность от 10 до 30 %.
Совершенно очевидно, что эти цифры должны быть проверены данными объективного контроля. И здесь также есть о чем сказать. Динамика по снижению выбросов подтверждается данными наблюдения с государственных и территориальных постов сети мониторинга. За последние шесть лет уровень загрязнения атмосферного воздуха, который выражается индексом ИЗА5, в городе снизился с «очень высокого» (21,86) до «высокого» (10,7). Что, собственно, подтверждает тенденцию.
Хочу поддержать всецело слова, сказанные спикером ЗС Александром Уссом, что формирование объективного мониторинга состояния окружающей среды и, в первую очередь, атмосферного воздуха – это базовая и основная системная задача, которую необходимо продолжать последовательно решать. Да, мы можем сказать, что на сегодняшний день территориальная сеть создана. Наблюдения проводятся на 5 автоматизированных постах с использованием двух передвижных лабораторий, укомплектована всем необходимым оборудованием стационарно-аналитическая лаборатория, расширена область аккредитаций, осуществляется региональный государственный экологический надзор, который сопровождается работой специализированной лаборатории, в том числе при осуществлении рейдовых мероприятий и проверки обращений граждан. Но всей полноты картины эта работа не дает. В идеале мы должны иметь рычаги активного контроля на каждом источнике загрязнения. Только это позволит сделать точный вывод об общем объеме выбросов, которые поступают в окружающую среду и атмосферу. К решению этой задачи нам еще двигаться и двигаться.
В текущем году мы планируем провести работу по созданию еще одного поста наблюдения в Северо-Западном районе Красноярска, а также должны приступить к реализации пилотного проекта совместно с Росгидрометом по организации согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных и локальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и созданию единой информационной системы. Также с целью актуализации данных об источниках выбросов совместно с Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю, полицией и прокуратурой провести совместные рейды по выявлению и пресечению деятельности несанкционированных источников выброса и инвентаризации низких источников.
Более того, принципиально важно уже сейчас начать организацию работы, чтобы с 1 января 2017 года стационарные источники крупных предприятий были оборудованы автоматическими газоанализаторами, и информация с них предоставлялась в режиме реального времени в Краевой мониторинговый центр. Это необходимо для объединения данных всех сетей мониторинга.
Еще раз подчеркну, что, по нашему мнению, вопрос мониторинга и вопрос действия объективной системы для получения полноценной картины не только из отчетности, не только по методике, а исходя из данных объективного контроля, – вопрос архиважный. Он напрямую влияет на все расчеты, на доведение до источников загрязнения тех самых предельных значений, к которым они должны стремиться в совершенно конкретные сроки.
В текущем году в рамках взаимодействия предлагаю предприятиям уже сегодня начать передачу данных производственного экологического контроля и данные автоматических средств измерений там, где они установлены, в Краевой центр мониторинга, который, в свою очередь, будет размещать данную информацию на своем сайте для горожан. Но это мы с вами говорим только о крупнейших предприятиях-загрязнителях. Есть еще достаточно большое количество источников, с которыми эту работу нам предстоит выполнить.
В 2017 году у нас ожидается очередная корректировка сводного тома предельно допустимых выбросов (ПДВ) для Красноярска. В 2016 году нужно будет провести дополнительную инвентаризацию всех источников загрязнения для более точной оценки общего объема выбросов в окружающую среду с тем, чтобы по результатам этой работы можно было скорректировать показатели ПДВ для конкретных предприятий-загрязнителей.
Далее несколько слов о текущей ситуации в городе Красноярске. Последние два года город находится под влиянием так называемого сибирского антициклона. Меняется направление ветра, увеличились случаи его отсутствия, а также участились инверсионные процессы в атмосфере. У нас был подробный разговор на эту тему с Росгидрометом. Никто не может знать, насколько долго это продлится. Но совершенно точно – процессы, которые происходят в атмосфере в районе Красноярска, изменились по сравнению с теми процессами, которые были три-четыре года назад. Это подтверждается и специалистами. Преобладающие вертикальные воздушные потоки, направленные вниз, прижимают выбросы, которые должны были рассеиваться.
Во всем этом для нас очевидно лишь то, что, корректируя показатели по определенным вопросам, устанавливая ПДВ для предприятий-загрязнителей, мы обязаны исходить из прогнозируемой наихудшей ситуации. Мы собираемся следовать этому в работе в текущем 2016 году при корректировке тома ПДВ. Как я уже сказал, сводный том ПДВ для Красноярска был разработан впервые в 2007 году. Те источники загрязнения, которые не подпадают под предельно допустимые выбросы, согласовывают так называемые временные нормы, но к определенному сроку должны этим предельным нормам соответствовать.
По схеме теплоснабжения говорилось уже много. Проект схемы, который в апреле этого года будет направлен в министерство энергетики Российской Федерации на рассмотрение и утверждение, предусматривает системные мероприятия по выводу из эксплуатации в кратко- и среднесрочный период источников теплоснабжения, которые имеют неудовлетворительные экологические характеристики. Кроме того, мы считаем, что промышленные предприятия города, которые являются источниками загрязнений, как имеющие планы модернизации, так и не имеющие, обязаны разработать мероприятия по охране окружающей среды и включить их в региональную программу «Снижение негативного воздействия на окружающую среду предприятиями края на 2014-2020 годы». Это должна быть комплексная программа, в разработке которой будут участвовать как власти, так и источники загрязнений.
Особое внимание необходимо обратить на снижение негативного воздействия транспорта, поскольку загрязняющие вещества, присутствующие в выхлопных газах, попадают в непосредственную зону дыхания человека. Посты наблюдения государственной сети стабильно фиксируют превышения по целому ряду загрязняющих веществ вблизи автомагистралей. Кроме того, в марте были проведены комплексные исследования дорог города центром мониторинга. В результате были зафиксированы превышения по основным загрязняющим веществам до 5,5 ПДК, при этом отбор проводился по большому количеству компонентов.
Совершенно очевидно, что администрации города совместно с Правительством необходимо продолжить реализацию мероприятий по развитию дорожно-уличной инфраструктуры и регулированию транспортных потоков и особое внимание уделить развитию системы общественного транспорта. Не секрет, что те транспортные средства, которые используются нашими перевозчиками, зачастую не отвечают ни техническим, ни санитарным, ни экологическим нормам. Это происходит из-за экономии средств и покупки автотранспорта, который уже по сути израсходовал свой срок эксплуатации. Даже визуально можно оценить, какой существенный вклад в загрязнение атмосферы вносит общественный транспорт. Мы считаем, что обеспечение пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам города Красноярска с «экологическим классом» транспортных средств не ниже Евро-5 должно начаться уже с 2018 года. А в течение 2016 и 2017 годов необходимо поэтапно осуществлять повышение экологического класса транспортных средств.
Независимо от формирования системы мониторинга, ее совершенствования, выполнения тех базовых мероприятий, о которых я сказал, важным направлением является развитие городской среды. Много говорится об активной застройке города высотными зданиями, которые препятствуют движению воздушных масс. Совершенно очевидно, что назрела необходимость принятия новых градостроительных решений и проведения научно-исследовательской работы, по итогам которой должны быть разработаны рекомендации по корректировке архитектурно-планировочных решений. Их необходимо учесть при градостроительной планировке и формировании документов территориального планирования. Уже сегодня нужно предусматривать создание коридоров проветривания, строительство жилых зданий в отдалении от транспортных магистралей с соблюдением санитарных разрывов. Необходимо пересмотреть градостроительные нормы озеленения внутриквартального пространства в сторону их увеличения. При сборе предложений с краевого портала жители города делали большой акцент на озеленение. И наконец, устранить или минимизировать источники вторичного загрязнения воздуха. Для этого требуется внедрение современных методов уборки города. Все, что от источников загрязнения попадает в атмосферу, потом в виде пыли оседает на дорогах, а из-за недостаточной влажной уборки проезжающий транспорт опять поднимает вещества в воздух, и мы вынуждены многократно ими дышать.
Несколько слов я бы хотел сказать по действующим нормативным документам. Такие мероприятия как сегодня, как правило, изобилуют предложениями по созданию рабочих групп, формированию новых программ. Эти идеи имеют право на жизнь, любые предложения в этой части Правительством края будут очень внимательно рассматриваться. Но я хотел бы напомнить, что на сегодняшний день, помимо основ федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации, в регионе создана Концепция государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, во исполнение которой сформирован план реализации на 2015-2017 годы. В основу последнего документа легли мероприятия государственной программы края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» и региональной программы «Снижение негативного воздействия на окружающую среду предприятиями Красноярского края на 2014 – 2020 годы». Я считаю, что даже выполнение всех пунктов этих документов улучшит экологическую обстановку в городе Красноярске.
Вместе с тем, в рамках формирования нормативно-правовой базы в области охраны атмосферного воздуха предлагаем на региональном и муниципальном уровне в целях уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух определить порядок введения ограничений на передвижение большегрузных транспортных средств, в том числе в периоды неблагоприятных метеоусловий в крупных городах. Установить дополнительные экологические требования к качеству моторного топлива, обеспечить нанесение линий градостроительного регулирования, утвержденных санитарно-защитных зон на градостроительную документацию, ввести ограничения на предоставление и использование земель в границах утвержденных санитарно-защитных зон при последующей корректировке генплана. Для этого нам не нужно никаких федеральных решений, мы в состоянии это сделать сами.
Также крайне важным является формирование соответствующей правовой базы в области охраны окружающей среды и на федеральном уровне. Мы считаем, что необходимо ускорить принятие нормативных актов по установлению перечня загрязняющих веществ, контролируемых автоматическими средствами измерения. Это очень важно с точки зрения формирования целостной системы мониторинга и оценки нанесения ущерба окружающей среде. Мы считаем, что крайне важно внести поправку в 219-ФЗ, исключающую возможность продления сроков достижения нормативов предельно допустимых выбросов предприятиями, которые не обеспечили достижение нормативов в ранее установленные сроки. Очевидно, что вся эта система работает только тогда, когда предприятия, являющиеся источниками загрязнения, будут понимать, что никаких переносов сроков больше не будет, а сразу за их нарушением последуют санкции с кратным увеличением суммы штрафов за наносимый ущерб окружающей среде. Также необходимо предусмотреть обязательное получение санитарного заключения на размещение того или иного объекта, являющегося потенциальным загрязнителем, на территории населенного пункта и возобновить институт государственной экологической экспертизы и передать Красноярскому краю полномочия по государственному экологическому надзору всех предприятий, находящихся на нашей территории.
Завершая свое выступление, хотел бы поделиться собственными наблюдениями. К моему искреннему сожалению, обсуждение экологии и нанесения ущерба окружающей среде в нашей стране зачастую выходит из зоны технологической дискуссии. Чем больше мы будем обсуждать эту проблему в технократической плоскости, тем быстрее мы будем получать результаты. Спасибо.
Источник - http://www.krskstate.ru/